Как построить гараж своими руками?

Лучше гараж без машины, чем машина без гаража.

Такая вот народная мудрость, которую поймет тот, кто ранним утром меланхолически рассматривал аккуратные столбики кирпичей, сменившие колеса его авто.

Как построить гараж своими руками
Дом с гаражом

В то время как «безлошадный» сосед тащит из гаража банку с огурцами.

Так что давайте разберемся, как построить гараж своими руками. Даже если машины нет, пригодится для использования в качестве базы для очередной гениальной бизнес идеи.

Оно ведь и Г. Форд тоже с гаража начинал.

Как построить гараж своими руками

Вот и мы подумаем:

С чего начать?

Для начала нужно ответить на пару вопросов:

1) Где строить и какие разрешительные документы для этого потребуются

(решение собрания гаражного кооператива, решение исполкома об отводе земельного участка и т.д.).

Как построить гараж своими руками

2) Какие задачи должен будет решать наш гараж

сегодня и в обозримом будущем, то есть:

— будет ли он использоваться только лишь как стоянка для машины, или предполагается более широкий набор функций (складское помещение, мастерская, дополнительная комната, где можно посидеть с друзьями, заняться хобби, просто уединится для занятий йогой или игры на скрипке);

— будет ли гараж обеспечивать защиту лишь от атмосферных и климатических воздействий, или нужна защита от проникновения злоумышленников;

— будет ли гараж оборудоваться дополнительными сооружениями, к примеру погребом, смотровой ямой, предполагается ли сейчас или в будущем установка тяжелого оборудования (таль, система опрокидывания или подъема машины и т.п.);

— какую машину предполагается ставить сейчас и, какую, возможно, потребуется ставить в будущем (скажем, для «минивена» или грузовичка нужны большие габариты);

Как построить гараж своими руками
Фундамент гаража

3) Потребуется ли сооружение подъездных путей

если да то насколько протяженных.

4) Какие условия региона и качества площадки

будут благоприятствовать поставленным задачам, а какие препятствовать.

Как построить гараж своими руками

Например, высокий уровень грунтовых вод диктует необходимость либо обойтись без погреба, либо учесть при проектировании мероприятия серьезной гидрозащиты. Гараж на юге Краснодарского края будет менее нуждаться в утеплении и отопительных приборах, чем гараж, построенный на Колымском нагорье.

Возможно в кооперативе, где Вы решили строиться существуют ограничения по высоте и размерах в плане, ну и так далее.

И только после того, как Вы точно определились с функциями, и внешними условиями, уже можно предметно и с высокой точностью определится, как построить гараж своими руками.

Все замыслы необходимо записать, причем по возможности подробно, тем самым вы получите то, что на строительном языке носит название задания на проектирование.

Как построить гараж своими руками

Имея задание начинаем проектирование.

Сразу хочется оговориться, специально не касаемся финансовой стороны вопроса. И Вам об этом рекомендуем не задумываться, как минимум до начала стройки.

Решайте вопросы последовательно, к тому времени, когда у Вас будут на руках все необходимые бумаги и дело «дойдет до лопаты», сами строительные работы Вам покажутся гораздо проще.

Не заметите, как начнете да потихоньку и закончите! Потом еще и удивитесь, вроде и денег не было, а гараж вон, стоит!

Как построить гараж своими руками

Итак, к примеру, Вы решили:

— в кооперативе, где будет располагаться ваше детище, с охраной слабовато и есть риск взлома;

— в гараже будет стоять одна легковая машина среднего класса, на перспективу возможно приобретение для старшего ребенка легкого скутера, да и велосипед для младшего в квартире будет мешать;

— погреб нужен, поскольку куда без него, а по опыту соседей почвы сухие;

— смотровая яма ни к чему, поскольку мастерскую по ремонтам открывать не собираетесь, а что касается ремонта автомобиля Вашего, предпочитаете доверить это тому, кто представляет, почему железка в двигателе и бородатый парень в «косухе» с заклепками называются одинаково.

— гараж располагается таким образом, что представляет собой полноценное отдельно стоящее здание, а не пристройку (т.е. необходимо устройство всех четырех стен);

— постоянного отопления в гараже не будет, но предусмотреть возможность создания теплой атмосферы на некоторое время, для каких-то зимних дел необходимо, т.е. гараж нужно делать утепленным;

Как построить гараж своими руками

Теперь, смотрим, как спроектировать гараж, чтобы эти задачи выполнить.

Первом делом размеры и общие конструкционные моменты:

  • Длины 6 — 6,5 метров более чем достаточно, высота, в чистоте (т.е. рабочее пространство, от пола до потолка) с учетом уклона кровли устроит от 2,5 до 2,1 метра.
  • Ширину гаража предусмотрим 4,5 м в чистоте (два метра сама машина, да еще сантиметров сорок полки для разной всячины, проходы, чтобы можно было спокойно заехать и открыть двери, ну и, поставить скутер и велосипед).

Уточняем, не препятствует ли, что ни будь этим замыслам. Если нет, переходим к конструкциям, если препятствия существуют, изменяем проект, или устраняем препятствия.

Как построить гараж своими руками

Переходим к конструкциям:

Конструкции начинаем с планирования фундаментов

Поскольку хочется погреб, то лучшим вариантом будут сборные фундаменты из блоков, при этом глубина заложения должна быть как минимум два метра, поскольку меньшая высота подвального помещения будет явно не комфортной.

Возможен вариант и с монолитными стенами, но тут уже вопрос технологии. Потребуется качественная опалубка, вибратор для уплотнения бетонной смеси.

Для экономии материалов, можно устроить погреб не под всем гаражом.

Как построить гараж своими руками

Из опыта:

для корнеплодов и солений достаточно хранилища размером 4х2,5 м. В этом случае, наш фундамент будет иметь разное заглубление, там, где расположится погреб, укладываем четыре блока ФБС (60 см высотой каждый блок), а там где погреба нет достаточно и одного блока.

Как построить гараж своими руками

Три стены погреба образуют фундаментные блоки, а четвертую можно выполнить из бетонита или керамического кирпича, с армированием через ряд, ее задача препятствовать обрушению в погреб грунта.

Поскольку смотровую яму мы не предусматриваем, для спуска в погреб понадобится люк и стремянка.

Перекрытие погреба — монолитный бетон или сборные ж.б. плиты

Металл или тем более дерево, куда мене практичный и надежный материал, несмотря на более низкую стоимость.

Как построить гараж своими руками

Далее, стены

Тут так же вариантов не очень много: кирпич, шлакоблок, газобетонные блоки. Возможен вариант и совмещенный, скажем 150 мм газобетон или 120 мм шлакоблок, плюс облицовка в пол кирпича.

Как построить гараж своими руками

Довольно удачным может оказаться вариант металлического гаража, с наружным утеплением пенополистирольными плитами. Стены погреба можно выполнить из бетонита или кирпича с гидроизоляцией и армированием.

Как построить гараж своими руками

А в качестве фундамента для самого гаража, достаточно свай из забитых в землю стальных прокатных профилей: (например уголок с полкой 100 мм, или швеллер №10). Чтобы сваи легче вбивались, их концы с помощью УШМ срезают под углом.

Как построить гараж своими руками

Перекрытие для гаража с каменными стенами

можно выполнить из сборных ж.б. плит. (по верху стен необходимо предусмотреть монолитный армированный пояс), это один из самых быстрых в реализации и надежных вариантов. Минус — дороговизна.

Второй вариант, монолитное перекрытие, несколько дешевле, но требует расчетов толщины плиты и ее армирования.

Как построить гараж своими руками

Удачным представляется конструктив напоминающий слоеный пирог:

  1. уложить балки перекрытия (деревянные, а лучше двутавровые, или сварные из швеллера);
  2. по нижним полкам балок закрепляем листы ОСП;
  3. далее рубероид;
  4.  затем, слой засыпного утеплителя;
  5. и, наконец, бетонная армированная стяжка 6-8 см толщиной, по которой уже будем укладывать рулонную кровлю.

Еще дешевле похожий вариант, но бетон заменяем армированной цементной или асфальтовой стяжкой, толщиной 3-5 см. Правда, чтобы проникнуть через подобную кровлю внутрь гаража, достаточно десятка сильных ударов ломом.

Как построить гараж своими руками

Проработка узлов

Один из самых кропотливых и ответственных этапов проектирования. Именно в узлах допускается больше всего ошибок, причем исключительно из-за непродуманности.

Как построить гараж своими руками

Обычны рассуждения: — Ага, так, балки уложим, снизу ОСП сверху рубероид, в общем, по месту разберемся!

Увы, подобный подход в решении задачи как построить гараж своими руками, чреват весьма печальными последствиями.

Скажем, узел опирания балок.

Как построить гараж своими руками

Как их крепить?

К чему?

Если монолитный пояс, балка ляжет сверху, чем будем заполнять пространство между балок?

Как это будет выглядеть снаружи?

Изнутри?

Как будет утепляться?

Не будет ли балка сминать или скалывать материал стены, если ее опереть прямо на газобетон или шлакоблок? (Забегая вперед: будет аж запросто!).

Как построить гараж своими руками

Как видите, вопросов много.

А вот если, к примеру, если вы заранее решите что концы деревянных балок будете крепить проволочной скруткой (не Бог весть решение, но пусть), то заведете проволоку в кладку уже на стадии возведения стен.

Как построить гараж своими руками

Чем избегнете длительных последующих раздумий, как закрепить балку к стене из шлакоблоков, в которых анкера категорически не хотят держаться.

Как построить гараж своими руками

Как сделать фундамент гаража своими руками

Искушенный спец может возмутиться, дескать, какая разница:

  • гараж,
  • сарай,
  • амбар?

Ведь фундамент не зависит (ну, за редким исключением) от технологического назначения сооружения?

И будет прав, конечно. Однако кое-какая специфика фундаментов в гаражном строительстве все же имеется.

И связана она не со специфическим назначением строения, а скорее с возможностью несколько упростить, а значить и удешевить конструктив.

Как построить гараж своими руками

Типы фундамента

Как и в любом другом сооружении, тип фундамента выбирается исходя из экономических и конструкционных соображений.

А его характеристики диктуются необходимой несущей способностью, зависящей в свою очередь от характеристик грунтов, от глубины промерзания, а так же гидрогеологии (или попросту говоря наличия и уровня грунтовых вод).

Для простоты условимся считать, что несущая способность грунта не ниже обычных суглинков.

То есть грунт способен воспринимать нагрузку не менее 2 кг/см2. Уровень же грунтовых вод находится ниже, как подошвы фундамента, так глубины промерзания грунта.

Если в каком-то конкретном случае это не так, подобный вариант требует отдельного рассмотрения, что может быть выполнено с помощью дополнительных консультаций.

Наличие подземных уровней (погреб, подвал) обычно связано с фундаментами ленточными, являющимися одновременно и стенами этих сооружений.

Гаражи облегченных конструкций:

  • металлические,
  • каркасно-щитовые или из панелей типа «сэндвич»,

при отсутствии подземных сооружений вполне могут обойтись, винтовыми, или забивными сваями. Более того, для подобных сооружений возможен вариант основания в виде монолитной или сборно-монолитной плиты, являющейся одновременно и полом.

Ленточный фундамент

Обычный, а точнее, индивидуальный гараж (а, говоря о том, как сделать фундамент гаража своими руками именно индивидуальные гаражи мы, и имеем в виду), не суть важно каких он размеров в плане, не оказывает значительную нагрузку на фундамент.

Можно убедиться в этом с помощью приблизительного расчета.

Скажем, погонный метр ленточного фундамента с шириной подошвы 40 см имеет площадь 40х100=4000 см2 и, соответственно несущую способность 4000х2 кг/см2=8000 кг или 8 тн.

Стена здания в два с половиной метра будет иметь объем 2,5х0,4=1 м3.

Вес конструкций даже с объемным весом 2,2 тн/м3 (тяжелый бетон), составит 2,2 тн.

Прибавим вес самого фундамента, еще 2 тн, нагрузку от веса ж.б. перекрытия 1,5 тн, плюс снеговая, ветровая и эксплуатационные нагрузки, получим около 6-6,5 тн.

Что меньше чем выдержит даже столь узкий фундамент.

То есть задача расчета фундамента перед нами не стоит, и его характеристики мы будем определять исключительно конструктивно.

Фундамент представляет собой монолитную подушку

на которую опираются стены из фундаментных блоков, мелких бетонных кладочных камней или монолитного бетона.

Для подушки мы, не устраивая опалубки, выкапываем траншею шириной 60 и глубиной 15 см (в подавляющем большинстве случаев этого достаточно).

Затем, в траншею укладываем арматурную сетку, состоящую из поперечных, рабочих стержней арматуры АIII диаметром 8-10 мм, с шагом 25-30 см и, продольных, монтажных стержней арматуры АI («катанки»), диаметром 6 мм.

Сетку размещаем на подкладках из кусков крупного щебня, таким образом, чтобы слой бетона между грунтом и арматурой (защитный слой) составил не менее 30 мм. После того как сетка смонтирована, заливаем в траншею бетонную смесь марки не ниже 200.

Для того чтобы из бетона не уходила вода дно и бока траншеи можно выстлать гидроизолирующей пленкой (подойдет обычный полиэтилен или рубероид). Впрочем, если почвы представляют собой плотные глины или суглинки отсутствие гидроизолирующей подкладки не критично.

Подобная схема особенно хороша в сейсмоопасных зонах и в районах, где существуют подземные выработки (например, угольные шахты).

Что касается глубины заложения фундамента

если гараж не предполагается отапливать, а грунты не относятся к особо пучинистым, наличие выше описанной монолитной подушки позволяет размещать подошву фундамента выше максимальной расчетной глубины промерзания.

Более того, чтобы не иметь проблем с растрескиванием стен гаража, достаточно пройти слой чернозема и углубится в материковый грунт на 20-30 см.

Столбчатые фундаменты

Столбчатый фундамент можно представить как ленточный выполненный «пунктиром».

Он дешевле ленточного, поскольку материалов и работы требует меньше, однако конструктивно сложнее, поскольку требует наличия ростверка, то есть системы балок, передающих нагрузку от стен на фундаменты.

Подобный вариант может быть рекомендован, к примеру, если подземная часть в гараже отсутствует, либо расположена на относительно небольшой площади. Скажем, небольшой погреб или смотровая яма.

Технологически устройство столбчатого фундамента несложно

По периметру будущего гаража выкапываются ямы, с промежутком в два-три метра. Затем заливается подошва фундамента — монолитная подушка.

После того, как бетон набрал «монтажную» прочность (через 7 суток после укладки), на подушке возводится столб, материалом для которого может служить тот же монолитный бетон, бутовый камень, либо бетонные блоки.

При этом желательно выполнить армирование в виде вертикального каркаса из четырех стержней арматуры АIII или АII, диаметром 8-10 мм, связанных поперечными хомутами.

Арматурный каркас воспримет нагрузку на разрыв фундамента, создаваемую выпучиванием грунта при замерзании.

Пазухи фундаментов засыпаются сухой глиной с послойным уплотнением трамбовкой. Между верхними обрезами столбов устанавливаем опалубку, в которую укладываем арматурный каркас, так же, как это описывалось в случае с подошвой ленточного фундамента.

После чего заливают бетон марки не ниже 250. Дав бетону схватиться не менее двух недель, приступают к кладке стен.

Свайный фундамент

Этот тип фундаментов традиционно используется на слабых и пучинистых почвах, однако может быть рекомендован и для обычных грунтов в целях экономии.

Особенно, когда гараж представляет собой легкую каркасную конструкцию, выполненную из металла, дерева либо композитных панелей типа «сэндвич».

Свайные фундаменты бывают трех типов:

  1. • забивные, или погружные (первые забивают, вторые вдавливают в грунт специальными машинами);
  2. • буронабивные;
  3. • винтовые.

В сущности, сваи являются разновидностью фундаментов столбчатых и как столбчатые так же требуют устройства ростверка. В случае каркасного гаража функцию ростверка может исполнять нижний пояс каркаса.

По способу передачи нагрузки от сооружения на грунт, сваи делятся на:

а) опорные и,

б) подвесные.

Первые проходят сквозь массив слабого грунта, упираясь в прочный, материковый грунт.

Вторые создают опору за счет сил трения между боковой поверхностью свай и грунтом.

Недостаток свайных фундаментов, необходимость специальной техники для их устройства.

Впрочем, если гараж представляет собой легкий «скелет» обшитый тонким металлом, или сэндвич-панелями, роль сваи может сыграть обычный уголок шириной 9-12 см, труба диаметром 100-120 мм, швеллер и т.п.

Чтобы такая свая легче входила в грунт ее конец срезают наискось с помощью УШМ. Чтобы загнать такую конструкцию в землю обычно достаточно простой кувалды.

Буронабивная свая устраивается по-другому

  • Первым делом в грунте с помощью механического или ручного бура сверлится скважина.
  • При этом хорошо, если конструкция бура предусматривает возможность создания уширения в нижней части скважины.
  • Затем, в просверленный шурф опускается арматура и заливается бетон.

Армирование может выполняться либо каркасом из нескольких (трех-четырех) стержней арматуры периодического профиля диаметром 8-10 мм, так и одиночным стержнем диаметром 12-16 мм, расположенным по центру сваи.

Для повышения подвижности бетонной смеси к ней добавляют специальные вещества — пластификаторы, в известной мере заменяющие необходимость виброуплотнения. В самодеятельном строительстве, для уплотнения бетона обычно применяют послойное (через 40-50 см) «штыкование» с помощью длинного куска арматуры.

Наконец, сделать фундамент для гаража своими руками можно с помощью винтовых свай.

Известные довольно давно, в настоящее время эти «шурупы» для завинчивания в землю, стали активно применяться именно для самостоятельного, «малого» строительства.

Винтовые сваи

представляют собой стальную трубу диаметром от 50 мм и выше, на конце которой расположен так называемый «архимедов винт», то есть спиральная полоса металла, которая при вращении сваи ввинчивается в землю.

Конструкция эта один в один походит на ручной бур для устройства лунок во льду, известный любому рыболову, но, разумеется, большего размера.

Для вращения винтовых свай используют специальный ворот

Вращают его вдвоем. В одиночку это затруднительно или просто невозможно.

Такие сваи обычно не рассчитаны на серьезную нагрузку создаваемую стенами из кирпича или блоков, но могут быть рекомендованы в качестве отличных фундаментов для легких каркасных конструкций, обеспечивая простоту и высокую скорость работ.